Салах — просто лучший. В Египте он строит школы и помогает экономике
Кажется, в Египте два чуда света – пирамиды Гизы и Мохамед Салах. Его обожают уже давно, но, выбив для страны первый за 28 лет чемпионат мира, Мохамед окончательно превратился в героя нации. В Египте безумие от великой победы постепенно стихло, но Салах с тех пор лишь закипал. Он бьет рекорды АПЛ по результативности, соревнуется с Месси и Роналду, уже стал лучшим игроком Африки и лучшим игроком АПЛ. Дома его любят не только за поразительную статистику, но и за сказочный подъем из египетской глуши.
Салах вырос в деревне Нагриг, это недалеко от Александрии. Играть в футбол он начал только в семь лет – вдохновившись волшебством Роналдо, Тотти и Зидана в стареньком телевизоре, который иногда ловил футбольные матчи. Нормального мяча в деревне не было, поэтому Салах вместе с друзьями делал его из носков: сворачивал в комок и склеивал. Так продолжалось до 14 лет, когда скауты каирского клуба «Эраб Контракторс» заметили Мохамеда на школьном турнире, организованном PepsiCo. Соревнования принесли Салаху первый контракт, но чтобы попасть на тренировку, приходилось трястись в дороге по четыре часа – меняя минимум три автобусных маршрута. И так – почти каждый день.
«Приходилось рано убегать из школы, – вспоминал он. – Я шел на занятия к девяти утра, а потом доставал бумагу от клуба: «Мохамед может покинуть школьные занятия раньше, чтобы успеть на тренировку к двум часам дня». Так что в школе я проводил всего пару часов. Около 3-4 лет я ездил на тренировки пять дней в неделю. В девять утра выходил из дома, к команде должен был успеть к 14:00, занятия заканчивались в шесть вечера. Дорога, и вот я с семьей в 22:00-22:30».
Справедливо, что такое сумасшедшее рвение окупилось: уже в 19 лет Салах дебютировал в главной сборной Египта. Готовясь к Кубку Африки-2012, команда провела серию товарищеских матчей, и одним из соперников был «Базель». Египтяне победили 4:3, Мохамед сделал дубль и настолько восхитил швейцарских боссов, что они всего через несколько дней перевезли его в Европу.
«Было очень трудно, – рассказывал футболист. – Невероятно сложно переехать на другой континент в столь юном возрасте. Я вырос в Египте, все знал о Египте. Но я ничего не знал о Швейцарии, даже английского не понимал. Я не знал, где мне взять еду, и других элементарных вещей».
Прошло шесть лет, и сейчас у Салаха все блестяще. Он главная звезда «Ливерпуля», выучил язык, а 100 тысяч фунтов в неделю легко могли стереть из памяти бедное детство и многочасовые путешествия до Каира.
Но ничего подобного. Появление больших денег Мохамед расценил как отличную возможность регулярно помогать Египту и поднимать с колен родную деревню.
Вот лишь несколько историй, которые покажут: у Салаха большое сердце.
• Простил вора и отказался от виллы
Как-то Салах сказал, что его любимое английское слово – «Love», и точно не обманул. Он выглядит полумифическим персонажем, который уважает всех вокруг и всегда старается быть милосердным.
В ноябре 2017-го, прямо в тот вечер, когда Мохамед сделал дубль в матче с Конго (2:1) и добыл для Египта билеты в Россию, квартиру его отца обчистил вор. Всего через пару дней преступника нашли и арестовали, а папа Салаха подал заявление в суд. Реакция сына оказалась неожиданной: он попросил немедленно отозвать иск, сам встретился с вором, дал ему немного денег и вдобавок помог найти работу. Даже если преступник не исправится, Салах уже сделал важнейшее: дал человеку шанс.
Эта невероятная история протекала на фоне другого шумного события. Египетский бизнесмен Мамдух Аббас так обрадовался выходу на ЧМ-2018, что захотел подарить Салаху роскошную виллу. Нужно было только согласиться и выбрать день для экскурсии по новому дому. Но Мохамед сразу отказался и сказал Аббасу, что если тот хочет сделать ему приятно, то пусть просто пожертвует деньги на развитие деревни Нагриг.
• Строит школы и помогает египтянам заключать браки
Салах очень заботится о родной деревне. Он не ограничивается денежными переводами, а построил там школу, крытое футбольное поле и закупил оборудование для спортзала.
Глава деревни Махер Шетия бесконечно благодарен: «Мало того что Салах выделил нашу деревню на карте мира, так он еще и дает деньги на развитие! Он пожертвовал деньги для больницы Базиун – на вентиляционную комнату, препараты и машины скорой помощи».
Еще Салах помогает молодым парам заключать браки, перечисляя деньги на проведение свадеб.
Салах часто приезжает в Нагриг. «Он прилетает к каждому Рамадану и вручает подарки местным детям, – рассказывал его друг детства Басюни. – Возвращаясь, он всем без исключения дает автографы и фотографируется. С детства он совсем не изменился».
За бескрайнюю заботу о жителях деревни именем Мохамеда уже названа школа и строящийся молодежный центр.
• Спас египетскую валюту и помогает футбольным ветеранам
В конце 2017 года Салах совершил еще два мощнейших поступка. Сначала спас египетский фунт, когда чиновники признались, что ему срочно требуется поддержка иностранной валюты (ее дефицит – одна из главных экономических проблем страны). Салах откликнулся одним из первых и отдал государству 210 тысяч британских фунтов.
Следом Мохамед перечислил еще 27 тысяч фунтов в фонд Ассоциации футболистов-ветеранов Египта. Она поддерживает бывших игроков, которые столкнулись с серьезными финансовыми проблемами. Деньги Салаха помогут 120 семьям, чей месячный доход не превышает 400 египетских фунтов (это всего 16,65 фунта). Средняя зарплата в Египте – 2900 в местной валюте.
Значимость Салаха для всего Ближнего Востока объяснил Хатем Кадус, ведущий Oil Field Index Podcast – передачи для арабских болельщиков «Ливерпуля».
«Ему удалось то, чего еще не сделал ни один политик – Салах объединил Ближний Восток. Марокканцы, тунисцы, саудиты, кувейтцы, жители Эмиратов и Омана – все хотят футболку с его фамилией. Он дает надежду 90-миллионному населению Египта. У нас серьезные экономические проблемы, чуть ли не каждую неделю случаются теракты, а Салах – единственный, кто поддерживает жителей и дарит им надежду. Загляните в любое кафе в Каире, когда играет «Ливерпуль» – это же просто невероятно! На два часа он объединяет нацию, и мы забываем обо всех ужасах вокруг».
Деньги и слава часто калечат. Но кажется, в мире есть как минимум один человек, который ничего об этом не знает.